Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Закажите звонок

Специалист позвонит, задаст уточняющие вопросы и подготовит варианты решения

Нажимая на кнопку "Отправить",
вы соглашаетесь на обработку персональных данных и политикой конфиденциальности
 

Суть франчайзинга


Создав работающий и зарабатывающий бизнес, Вы прошли тяжелый путь проб и ошибок, нашли своё УТП, завоевали доверие клиентов к бренду, выстроили бизнес-процессы. Это стоит очень дорого, ведь 9/10 новых компаний не проживают и трёх лет с момента создания.

Договор коммерческой концессии франчайзинга (коммерческой концессии) является самым сложным договором в сфере распоряжения интеллектуальной собственностью.

Обязательное требование для заключения договора коммерческой концессии является наличие уже зарегистрированного товарного знака (знаков). Однако по данному договору дополнительно можно предоставлять право использовать и любые другие объекты интеллектуальной собственности (например, изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ или авторские права).

Кроме того, сам договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в Роспатенте, которая длится 2-3 месяца, поэтому в целях экономии времени и средств важно обратиться к профессионалам.

Важной чертой договора коммерческой концессии является положение о том, что правообладатель может установить практически любые требования к тому, каким именно образом пользователь может пользоваться его товарным знаком и всеми другими бизнес-инструментами (crm, бухгалтерия, поставщики) и, следовательно, контролировать качество продажи товаров или оказанию услуг, ведь репутация бренда превыше всего.

 

Немного фактов


Франчайзинг крайне распространен в мире, причем не только в развитых странах, но и в развивающихся. Это обусловлено, в частности, тем, что начинающим предпринимателям гораздо спокойнее и безопаснее выходить на новые рынки с поддержкой сильной компании, а опытным инвесторам спокойнее вкладывать деньги в предприятия, имеющие зонтик узнаваемого бренда. Более того, во многих странах, в том числе и в России действуют программы субсидирования и поддержки запуска бизнеса по франшизе.

В России около 1,5 тысячи франшиз
• 48% Сфера услуг
• 26% Торговля
• 22% Общепит
• 4% Производство и строительство

Для сравнения: В Южной Корее более 5 000 франшиз, а в США более 3 500 франшиз.

 

Взаимные выгоды

Франчайзер передает Франчайзи бизнес-модель, то есть систему, как делать что-то чтобы зарабатывать. Важное уточнение – франшиза далеко не всегда подразумевает полное вопроизведение бизнеса. Возможна продажа в виде франшизы отдельных участков работы бизнеса (например, только продажи или только логистика), но об этом позже.
Также передается интеллектуальная собственность и бренд, то есть знание что и как делать и репутация бренда. В обмен франчайзи платит паушальный взнос (единоразовый платеж за вход), роялти (процент от выручки), платит отчисления на маркетинг, а возможно приобретает услуги и товары от франчайзера.

Если смотреть шире, то франчайзи передает: [зачитать со слайда] в обмен на [зачитать со слайда] со стороны франчайзера


Подготовка франшизы

Во-первых, нужно четко определиться, как мы позиционируем себя на рынке, какие у нас УТП для наших клиентов и какие мы можем предложить УТП для франчайзи. Как мы хотим развиваться, как компания, что станет драйвером роста нас и наших партнеров. Например: увеличив число точек продаж, мы увеличим продажи товаров, как следствие большие объемы дадут возможность получить лучшие цены у поставщиков.

Во-вторых, определяемся будем ли мы полностью воспроизводить наши бизнес-процессы или отдадим франчайзи отдельные направления работы, например продажи, доставка до клиентов, постпродажное обслуживание. Нам нужно много региональных партнеров или мы хотим взрастить 5-10 межрегиональных франчайзи? Какой у нас будет формат франшизы, взаимоотношений с партнером? Например, мы хотим чтобы наши франчайзи были представителями бренда в своих регионах, открывали шоу-румы, работали с клиентами. Товар будет продаваться от нас, с наших складов, клиент платит напрямую нам, а франчайзи получает процент с продажи и получает оплату от клиента за сервисное обслуживание товаров.

В-третьих, готовим бизнес-план, рассчитываем экономику проекта, чтобы понять, при каких условиях франчайзинг будет рентабельным, интересным как франчайзеру, так и франчайзи. Если экономика сходится, то начинаем упаковку франшизы: регистрируем объекты интеллектуальной собственности, готовим франчайзинговый договор, описываем бизнес-процессы и инструкции в франчбуке, оформляем брендбук.

Когда всё готово – можно приступать к поиску и привлечению франчайзи, размещаться в сетях, рекламировать свою франшизу. Возможно, кто-то из Ваших клиентов готов стать Вашим франчайзи или знает кого-то, кому это интересно – не пренебрегайте возможностями.

 

Запуск франшизы

Запуск франшизы – пошаговый процесс, важен каждый этап. Начинается всё с переговоров и условий. Рекомендуется всегда знакомиться с франчайзи, “собеседовать” его, собирать о нем максимум информации. В конце концов Вы ищете человека, с которым сможете работать ближайшие лет 10, а то и больше. Важно понимать, что должны быть определенные общие ценности и взгляды на мир, а личностные качества должны кореллировать тому что Вы ищете. В противном случае партнерство развалится из-за противоречий, недопониманий, недоверия.

Когда принципиальные договоренности достигнуты – все они должны найти отражение в договоре. Обязательно должна быть обоюдная ответственность за нарушение договора, чтобы стороны четко осознавали последствия своих действий.

После подписания договора Стороны приступают к запуску проекта. На этом этапе франчайзер передает необходимую информацию и материалы, обучает франчайзи и его сотрудников, помогает запустить бизнес (помогает найти помещения, дает подрядчиков по ремонту/оборудовани/услугам), часто ведет франчайзи до первых продаж.

После этого, начинается уже процесс сопровождения: поддержка в сложных и спорных ситуациях, внедрение инноваций, контроль качества и аудит бизнеса.